суббота, 1 августа 2015 г.

короче F-класс

Теория концептуальной метафоры Теория концептуальной метафоры принадлежит к наиболее известным достижениям когнитивной лингвистики. Ее основы изложены в книге лингвиста-теоретика, профессора Калифор- нийского университета (Беркли) Джорджа Лакоффа и философа Марка Джонсона (Стэнфордский университет) Метафоры, которыми мы живем. (1980) — мировом научном бестселлере. Предложенная Лакоффом и Джонсоном новая трактовка понятия метафоры и оригинальный метод анализа раздвинули привычные горизонты рассмотрения этого явления и привлекли внимание многочисленных исследователей в различных странах. Мощный резонанс, вызванный их теорией, привел к стремительному росту числа публикаций, посвященных метафорам в самых разных областях человеческой деятельности. Новизна подхода Лакоффа и Джонсона заключается прежде всего в переосмыслении понятия метафоры, обычно рассматривавшейся либо как фигура речи (в риторике со времен античности), либо как способ семантического развития слова (в исторической семантике), либо как один из типов переносных значений (в синхронической лексикологии и лексикографии). Для Лакоффа и Джонсона метафора — это метафорическое понятие, или концептуальная метафора. Это не только и не столько образное средство языка, сколько феномен мышления и культуры. Метафоры как языковые выражения возможны именно благодаря тому, утверждают авторы, что они заложены в понятийной системе человека. Иными словами, метафорично прежде всего мышление, а языковые метафоры являются не более чем внешней манифестацией этого феномена. Анализ концептуальных метафор строится в соответствии с общим методологическим принципом когнитивной лингвистики: по фактам языка делать выводы о структурах сознания. Метафорические выражения признаются важным инструментом исследования понятийной системы человека. Регулярность использования определенных образов применительно к описанию того или иного явления, с точки зрения Лакоффа и Джонсона, позволяет сделать вывод о наличии в сознании носителей языка соответствующей концептуальной метафоры, ср.: .Так как метафорические выражения в языке системно соотнесены с метафорическими концептами, мы можем использовать метафорические выражения для изучения природы метафорических концептов и для понимания метафорической природы человеческой деятельности. [Там же: 28]. Для иллюстрации обратимся к рассмотрению языковых выражений, касающихся ведения спора: Он нападал на каждое слабое место в моих доводах; его замечания били точно в цель; он не смог отстоять свои убеждения; он защищался изо всех сил, но я разгромил его аргументацию; он стал мишенью для нападок со всех сторон и т. д. Спор не равнозначен войне; вербальная деятельность и вооруженный конфликт — это разные вещи. Но, как свидетельствуют приведенные выше примеры, для нас достаточно привычно обсуждать спор в терминах боевых действий. Значит, утверждают авторы, именно таково наше представление о споре. Поэтому мы и ведем себя в ситуации спора соответствующим образом: воспринимаем оппонента как противника, атакуем его позиции и защищаем свои собственные, разрабатываем стратегии, выбираем направление атаки, побеждаем или терпим поражение и т. д. Следовательно, в нашем сознании существует концептуальная метафора СПОР — ЭТО ВОЙНА.

Понятие концептуальной метафоры. Ориентационные метафоры Концептуальная метафора – это не столько образное средство языка или один из типов переносных значений, сколько феномен мышления и культуры. Метафоры как языковые выражения возможны благодаря тому, что они заложены в понятийной системе человека. Иными словами, наше мышление метафорично, а языковые метафоры являются внешней манифестацией этого феномена. Особое значение для когнитивистов концептуальные метафоры имеют, так как метафорические выражения в языке, соотнесённые с метафорическими концептами, имеется возможность использовать метафорические выражения для понимания метафорической природы человеческой деятельности. Суть метафоры заключается в понимании и переживании сущности одного вида( сфера-источник) через сущность другого вида (сфера-мишень). Ориентационные – организация целой системы, понятий по об¬разцу некоторой другой системы. Большинство понятий подоб¬но¬го рода связано с пространственной ориентацией, с базовыми прост¬ранственными оппозициями «верх-низ», «внутри-снаружи», «правый-левый» и т.п. (радость, здоровье, успех – верх, грусть, болезнь, неудача – низ). Подобные ориентационные противопоставления проистекают из того, что наше тело обладает определенными свойствами и функционирует определенным образом в окружающем нас физическом мире. Ориентационные метафоры придают понятию пространственную ориентацию; например: Happy is up – Счастье превыше всего Тот факт, что понятие «счастье» (успех, удача) ориентировано на верх (счастье превыше всего), демонстрируется такими выражениями, как: I'm feeling up today – У меня приподнятое настроение Подобные метафорические ориентации отнюдь не произвольны - они опираются на наш физический и культурный опыт. Хотя полярные противопоставления «верх – низ», «внутри – снаружи» и т. п. имеют физическую природу, основанные на них ориентационные метафоры могут варьировать от культуры к культуре.
Источник: http://ffre.ru/merqasmermerqasjge.html

 


Источник: http://ffre.ru/merqasmermerqasjge.html

Мемы&медиавирусы

Loading...